Охранное телевидение и неприкосновенность частной жизни

catalog_76В МОСКОВСКИЕ АВТОБУСЫ И ТРОЛЛЕЙБУСЫ ПРИГЛАСИЛИ ЧАСТНЫЕ ПАТРУЛИ

Три месяца назад ГУП «Мосгортранс» решилось на эксперимент: впервые в столице обеспечивать порядок на общественном наземном транспорте доверили частным структурам. На борьбу с хулиганами и вандалами из городского бюджета ЧОП «Фортъ» и ЧОП «Витес-Вак» выделено $3 млн. Появление мобильных патрулей в рейсовых автобусах, троллейбусах и трамваях вызвало неоднозначную реакцию участников рынка безопасности. Посчитать «плюсы» и «минусы» от нововведения попытался корреспондент «ЧОБ» АРСЕНИЙ СЕРГЕЕВ.

С 1 ФЕВРАЛЯ на маршрутах столичного наземного общественного транспорта ежедневно работают около ста частных охранников. Мобильные патрули созданы согласно постановлению столичного правительства 795-ПП, принятому в ноябре 2004 года. Для этих целей в этом году из городского бюджета выделено 87,7 млн. рублей (около $3 млн.). Люди в черной униформе ЧОПов с нагрудными нашивками «Патруль на транспорте. ГУП «Мосгортранс» следят за соблюдением общественного порядка, за сохранностью имущества в автобусах, троллейбусах, трамваях с пяти утра до двух часов ночи. Как пояснила пресс-секретарь «Мосгортранса» Ольга Терно, «Несмотря на установленные автоматические турникеты, некоторые пассажиры лезут под них, пытаются пройти вдвоем по одному билету или по льготным проездным родителей, а затем устраивают контролерам скандалы. Патрульные помогают контролерам разобраться в ситуации. Они не проверяют билеты, но могут остановить автобус или скрутить хулиганов до прибытия милиции». По словам Ольги Терно, за прошедшее время резко сократилось количество «зайцев» и меньше стало ночных нападений на водителей. Как подчеркнули в «Мосгортрансе», патрульные имеют при себе оперативные ориентировки на террористов и преступников, находящихся в федеральном розыске.

Группы мобильных патрулей работают на городских транспортных предприятиях со сменой раз в две недели. Кроме того, каждый день обновляется и график дежурств. Как правило, за сутки патрульные работают на двух-трех новых маршрутах. По такой схеме предполагается задействовать патрули на большинстве городских маршрутов. Правда, пока не все руководители автопарков и троллейбусных депо столицы заключили договоры с ЧОПами.

В автопарке №3 в Бибирево в целом довольны работой частных охранников. Как сообщил заместитель директора автопарка по кадрам Анатолий Сафонов, люди в форме привычно отрезвляюще действуют на нарушителей общественного порядка. «Пьяные, увидев охранников, ведут себя более спокойно. «Зайцам» в вежливой форме предлагают оплатить проезд, а мелким хулиганам — покинуть транспорт. Серьезных инцидентов за две недели дежурств не было», — рассказал Анатолий Сафонов. «Но было бы лучше, если бы охранники состояли в штате автопарка, а так мы вынуждены их контролировать в усиленном режиме», подчеркнули в отделе эксплуатации, которому поручили следить за работой мобильных патрулей.

Как сообщил старший мобильной патрульной группы Валерий Тибекин ЧОПа «Витес-Вак», пассажиры, как правило, с пониманием относятся к их работе, проблемы возникают только с агрессивно настроенными группами молодежи и пьяными. «Поэтому во время обязательных утренних инструктажей особое внимание уделяется тактике переговоров с безбилетниками и хулиганами, — добавил патрульный из ЧОП «Витес-Вак» Владимир Кудинов. — Нам на конкретных примерах объясняют, как избежать обострения конфликта. Наше основное оружие — слово. Если же нарушители не понимают по-хорошему, можем применить и физическую силу. В крайних случаях вызываем на помощь милицию, но пока до этого не доходило». Как правило, патрульные стараются вывести вандала или нарушителя из салона на остановке. Это происходит без активного сопротивления. Во время дежурства патрульные не применяют спецсредства. Наручники, дубинки и баллончики со слезоточивым газом остаются в ЧОПах.

Связь с диспетчером транспортного предприятия и оперативным дежурным ЧОПа осуществляется по служебному мобильному телефону. С открытием нового футбольного сезона «Мосгортранс» намерен использовать патрули во время проведения футбольных матчей с участием популярных клубов столицы и на дежурстве в проблемных районах города.

Безусловно, частный охранный бизнес может занести себе в актив освоение нового сегмента рынка, куда до февраля этого года ЧОПам дорога была заказана. Однако здоровый оптимизм по разным причинам разделяют далеко не все участники рынка. Некоторые из них указывают на незаконность столичной инициативы, поскольку деятельность мобильных патрулей вторгается в компетенцию милиции. Охранники не имеют права не только задержать нарушителя, но и попросить его предъявить документы. Кроме того, весьма слаба социальная защита патрульных в случае причинения злоумышленниками вреда их здоровью. Хотя, как пояснил Игорь Сербин, адвокат, специализирующийся на оказании услуг ЧОПам, патрульные имеют немало прав. По его мнению, «они обязаны вмешаться, если совершаются преступление или иные явные противоправные действия. Важно — не превысить пределов необходимой обороны». Но определить в случае конфликта эти пределы рядовым охранникам сразу очень трудно. Поэтому от греха подальше инструкторы их просят не лезть на рожон, а сохранять выдержку и спокойствие. Многие патрульные воспринимают эти призывы как руководство к бездействию. Не случайно водители на условиях анонимности откровенно высказывали автору публикации сомнения в целесообразности проведения подобного эксперимента.

Многие из опрошенных руководителей частных охранных предприятий обратили внимание на непрозрачность выбора «Мосгортранса». И с ними трудно поспорить. Два ЧОПа фактически назначены чиновниками-монополистами без открытого и честного конкурса, что наводит на ассоциации с «откатами». В «Мосгортрансе», в частности, не смогли объяснить, почему договоры были подписаны именно с ЧОПами «Фортъ» и «Витес-Вак». Транспортники лишь отметили, что «оба предприятия уже давно сотрудничают с их ведомством». Как удалось выяснить журналу, «Фортъ» и «Витес-Вак» являются структурами, близкими к Анатолию Ананьеву — руководителю холдинга предприятий безопасности «Шериф». Действительно, оба они давно охраняют территорию некоторых транспортных предприятий, а в трамвайных депо даже оборудованы специальные жилые помещения для иногородних сотрудников этих ЧОПов, которые работают в них вахтовым методом.

Именно рядовые исполнители и являются самым слабым местом широко разрекламированного эксперимента. Как удалось выяснить, большинство охранников не в состоянии дать должный отпор правонарушителям. У них зачастую просто нет на это ни моральных, ни физических сил. По Трудовому кодексу до изнурительного суточного патрулирования охранникам полагается двое суток отдыха. На деле патрульные заступают на дежурство без передышки, едва сдав смену на КПП трамвайного или троллейбусного депо. Разница состоит в том, что на стационарном объекте не надо бегать сломя голову по незнакомой Москве в поисках необходимых маршрутов и отмечаться у водителей транспорта (да и сон длится на два часа больше). По признанию патрульных, ноги вечером просто отваливаются, настолько изматывает дорога. Из-за автомобильных пробок они часто не успевают отметиться на всех автобусах, за что получают нагоняй. Служебную лямку в «Форте» и «Витес-Ваке» тянут вахтовым методом ребята из Тамбова, Тулы, Калуги. Они приезжают на заработки, поэтому для экономии денег и времени берут по 10–15 дежурств подряд! Без отдыха и без выходных! А парней из Брянска, расположенного от Москвы подальше, не удивишь и 20-суточной «обоймой» дежурств. К концу вахты на них жалко смотреть — воспаленные от хронического недосыпания глаза, замедленная реакция.

Такой темп вахты выдерживают только настоящие «стахановцы». Их возраст не превышает тридцати лет. Не случайно в столичные «мобильные патрули» стремятся молодые мужчины в основном из удаленных от Москвы регионов. Скажем, в областных центрах Черноземья труд рядового охранника оценивается в 6 тыс. рублей в месяц. В столице за 20–22 часа работы им платят по 1 тыс. рублей минус 13% подоходного налога. Итого в день выходит 870 рублей. При таких нагрузках мобильный патруль на общественном транспорте рассматривается чоповцами скорее как наказание.

Московская мэрия, выделившая деньги, не подозревает о существовании этих «подводных камней» эксперимента. Но о них знают в ЧОПах и, скорее всего, догадываются в «Мосгортрансе». Да только никто не задает неудобные вопросы — например: нужна ли такая охрана рядовым москвичам? Или эксперимент проводится для того, чтобы пристроить в «хорошие руки» $3 млн. из городского бюджета?